Была поставлена задача – защитить промышленные районы Поволжья и Урала, работавшие на фронт.

Была поставлена задача – защитить промышленные районы Поволжья и Урала, работавшие на фронт.
25 октября ученики школы встретились с участницей строительства Сурского и Казанского оборонительных рубежей и учителем -ветераном . Один из участков Сурского оборонительного рубежа находится около деревни Питишево и с. Мижеркасы Красночетайского муници

25 октября  ученики школы встретились с участницей строительства Сурского и Казанского оборонительных рубежей и учителем -ветераном .

Один из участков Сурского оборонительного рубежа находится около деревни Питишево и с.  Мижеркасы Красночетайского муниципального округа. И в гости мы сегодня пригласили бывшего директора и учителя истории Мижеркасинской средней школы Трифонова Николая Ивановича, а также  участницу строительства   данных оборонительных рубежей Трифонову Марию Владимировну, 1924 года рождения. Мария Владимировна , которой в 1941 году было 17 лет,  рассказала как строили в нашей местности вдоль р. Сура   траншеи,  блиндажи и огневые точки для РККА.  "Я с отцом ходила  рыть окопы, с нами была моя подружка. Было холодно, земля глубоко замерзла и приходилось  растапливать землю кострами. На работу ходили   затемно и работали до темна. Работы выполняли вручную: лопатой, ломом, киркой.  С нами работали  люди  из соседних районов, они ночевали в с. Мижеркасы и д. Питишево ( на полу, в банях, кто на печке. В бане сушили   портянки, лапти, варежку и одежду."

Несмотря на трудности, холод и голод  мы норму перевыполняли и завершили строительство оборонительных рубежей раньше срока.

Учитель –ветеран  Трифонов Н.И. поделился своими воспоминаниями , что он помнил из рассказов  своих родителей и соседей. У дедушки с бабушкой ночевали  участники  строительства из залесного подрайона, дедушка каждый день топил баню, чтобы  можно было высушить одежду, обувь, да и самим работникам выспаться в тепле.

Рассказы участницы    строительства оборонительных сооружений Трифоновой М.В. и учителя- ветерана Трифонова Н.И. дети слушали с интересом.

Классный руководитель А.В. Лукин поблагодарил гостей за интересный рассказ  и пожелал им здоровья на долгие годы


В строительстве оборонительных Сурского рубежа и Казанского обвода в первые годы Великой Отечественной участвовали сотни тысяч человек. Сегодня секреты создания этого доселе малоизвестного рубежа обороны раскрывают историки и общественные организации.

Пять миллионов кубометров земли

О первой линии обороны – Ленинград, Вязьма, Ржев, Сталинград – знали все. А вот вторая и третья линии – Архангельск, Ярославль, Владимир, Сура, Казань, Саратов, Нижний Новгород – поначалу были засекречены. Ведь так далеко отступать, даже признать такую возможность, считалось сначала недопустимым, чтобы не сеять панику, а потом – неуместным для победителей. К счастью, возведённые титаническим трудом оборонительные укрепления в годы войны не пригодились, а со временем забылись.

Но сейчас память о титанических усилиях тружеников тыла, возводивших эти рубежи, решено возродить. И вот, стартуют пилотные проекты воссоздания единой карты оборонительных сооружений тыла – те самые Сурский рубеж и Казанский обвод.

В общий план обороны октября 1941 года их начали встраивать, когда стоял вопрос об эвакуации Москвы и переносе столицы в Куйбышев (ныне Самара). При этом была реальна угроза, согласно донесениям советской разведки, наступления фашистов на Куйбышев и Казань. Прямая линия наступления на Куйбышев по перехваченным картам вермахта шла вдоль реки Сура через Чебоксары и Казань. Поэтому строительство рубежей обороны и назвали «Сурский рубеж обороны» и «Казанский обвод». Их протяжённость составила около 380 км, и прошла, помимо Чувашии и Мордовии, по части Пензенской области и Татарстану.

Была поставлена задача – защитить промышленные районы Поволжья и Урала, работавшие на фронт. Масштабы мобилизации на рытьё противотанковых рвов, окопов и блиндажей были сопоставимы с мобилизацией на фронт. По разным данным, в Чувашии на работы было призвано от 170 до 200 тысяч женщин, подростков и стариков, в то время как на войну ушли 208 тысяч мужчин. Считалось, что мобилизуют на сооружение рвов «лиц не моложе 17 лет, физически здоровых». По факту работали и 15, и 16-летние, и старики из тех, что могли, работали по 10 – 12 часов в сутки без выходных, даже когда ударили 40-градусные морозы.

Часть Волжского оборонительного рубежа, примыкавшая к Татарстану, получила название «Казанский обвод», он образовывал полукружие вокруг Казани. По рассекреченным документам в Татарстане к сооружению обвода были привлечены около 282 тысяч человек.

Всего в Чувашии и Татарстане вручную было вырыто до пяти миллионов кубометров земли. Рубежи были готовы к январю 1942 года.

«Как выжили, не знаю»

«Чуть свет, мы поднимались на работу, – вспоминает жительница Камско-Устьинского района Татарстана Екатерина Тимофеева в документальном фильме «Казанский тыл обороны Москвы», – долбили мёрзлую землю, копали укрепления. Траншеи рыли – нет, долбили до трёх метров. Как нам объяснили – это чтобы танки не прошли. С первых дней копать было невозможно. Мороз землю сбил в лёд. Мы забивали клинья. Помню, кувалдой работал пожилой мужчина. Сильный, он колотил вроде бы без устали, но где-то через неделю надорвался. Умер прямо в траншее. Морозы с каждым днём «кусались» так, что выработка падала. Бывало, еле отковырнешь кусок мёрзлой глины, а он со спичечный коробок. Руки опускались, ноги отваливались, пар изо рта на лету замерзал. Даже теплая одежда уже не помогала. Пошли обморожения, люди начали болеть. Нам разрешили иногда не выходить работу. Когда поняли, что вручную мёрзлую землю уже не возьмешь, прислали сапёров. Мы ямки выкапывали, а они взрывчатку закладывали. Бух – и мы комья лопатами выкидывали. Когда не было сил, оттаскивали руками. Как выжили, не знаю».

При этом каждый мобилизованный обеспечивал себя сам тёплой одеждой и обувью, запасом сменного белья, рукавицами или варежками, постельными принадлежностями, котелком, миской, кружкой и ложкой. Правда, всех кормили сытно и бесплатно. Обмороженных или больных от переутомления лечили тут же, в выездном палаточном лазарете.

 В Чувашии копали тоже в основном женщины и тоже в жуткие морозы, – рассказывает глава «Союза женщин Чувашии» Наталья Николаева. – Я была в шоке, когда недавно летом экскаватор не мог с первого раза справиться с восстановлением рва в том месте, где мы расчищаем место для мемориала «Сурский рубеж». Каково было нашим бабушкам, даже представить не могу. Только когда вижу их, сухоньких и жилистых, слушаю их тихие и сбивчивые рассказы, лишь догадываюсь – как это почувствовать лопатой свой вклад в общую Победу.

Без грифа «секретно»

«Союз женщин Чувашии», ряд общественных движений Татарстана и других регионов Поволжья в разные годы добились снятия грифа «секретно» с части документов о рубежах. Теперь они продвигают идею создания мемориалов «Сурский рубеж» и «Казанский обвод». Поддерживая народное движение, историки из Российской академии наук и Российского военно-исторического общества выступают за изучение системы оборонительных рубежей, что, по мнению историков, является ещё одним аргументом для развенчания мифического «упреждающего удара СССР» или «превентивной войны Красной Армии» против Германии.

 Мы идём медленно, но верно в осмыслении Великой Отечественной войны, – считает кандидат исторических наук Юрий Никифоров. – О единстве фронта и тыла мы говорили всегда, но только сейчас историки поднимают проблему создания единой карты истории, которую ещё надо составлять. Только так сопряжение усилий фронта и тыла укоренит в памяти народа облик Победы без прикрас, не допустит искажений, лакировки или фальсификации.

Работа продолжается. Пока члены РВИО занимаются созданием мемориалов «Сурский рубеж» и «Казанский обвод», Российская академия наук уже начинает исследования ещё менее известной линии обороны, проходившей через Ярославль, Архангельск, Саратов и Нижний Новгород.

Фотогалерея